
Въ 2019 году, результатомъ работы добровольческаго движенія въ рамкахъ программы «Керчь-Еникальскій смотритель» стало формированіе при Обществѣ перваго подраздѣленія Организаціи Россійскихъ Юныхъ Развѣдчиковъ, которое объединило взрослыхъ добровольцевъ старше 18 летъ. Въ послѣдующемъ на базѣ него появились отряды дѣтей, вначалѣ въ Керчи, позже въ Симферополѣ и Севастополѣ.
За время работы въ этомъ направленіи при поддержкѣ общества проведены десятки походовъ, бивуаковъ, туристическихъ поѣздокъ, организованы нѣсколько слетовъ дѣтско-юношескихъ организацій Крыма, делегаціи Дружинъ «Керчь» и «Симферополь» приняли участіе въ 2024 году во Всероссійскомъ слетѣ Организаціи Россійскихъ Юныхъ Развѣдчиковъ «Молодые лидеры Россіи — 1000 страницъ исторіи Суздаля» и заняли тамъ призовые мѣста.
Общество обезпечиваетъ подраздѣленія помѣщеніями, мебелью, инвентаремъ необходимымъ для работы, покрываетъ иные расходы. Организація Россійскихъ Юныхъ развѣдчиковъ ставитъ своей цѣлью внѣшкольное общественное воспитаніе россійскихъ дѣтей и молодежи въ національномъ и религіозномъ духѣ, дополняющее воспитательную дѣятельность семьи и школы, и развитіе разведчества въ Россіи.
Основная задача – патріотическое воспитаніе дѣтей и молодежи въ духѣ любви къ Родинѣ и помощи людямъ. ОРЮР — свѣтская организація, основой идеологіи которой является Православная Вѣра. Формы и методы Патріотическаго воспитанія въ ОРЮРЪ (Организаціи россійскихъ юныхъ развѣдчиковъ) отличаетъ широкая направленность и комплексность. Оно базируется на полученіи различной информаціи о Россіи, её исторіи, культурѣ, символикѣ, географіи и значеніи въ мирѣ. Свѣдѣнія получаются какъ при прохожденіи общей программы (изученіе и сдача разрядовъ), такъ и факультативно (личные испытанія на спеціальности, экскурсіи по программѣ конкретнаго отряда и т.д.).

Далѣе, въ ходѣ регулярныхъ сборовъ и праздниковъ, походовъ и экспедицій, участники полученные знанія активно примѣняютъ въ тематическихъ программахъ, играхъ и конкурсахъ. Также имъ предоставляется возможность дѣлиться этими знаніями съ окружающими — кому-то разсказать, кого-то обучить. Итогомъ становится не сухой фактъ по исторіи, культурѣ или географіи, сообщенный ребенку, а включенное въ общую картину его мира, эмоціонально окрашенное пережитыми приключеніями воспоминаніе.
Воспріятію себя неотдѣлимымъ отъ своего народа и своей страны дѣлаютъ также пѣсни и народные игры. Вѣдь они сразу являются не столько знаніемъ, сколько дѣйствіемъ и активно формируютъ поведеніе. Трепетное отношеніе къ символамъ россійскаго государства (флагъ, гербъ, гимнъ) тоже поддерживаетъ гордость за достиженія своего народа, своей страны. Значимую роль въ формированіи міровоззрѣнія какъ отвѣтственнаго активнаго гражданина играютъ и казалось бы отдѣльные направленія работы – развитіе лидерскихъ навыковъ, экологическое воспитаніе, краевѣдческіе программы, участи въ жизни Русской Православной Церкви.
Наша дѣтская общественная Организація россійскихъ юныхъ развѣдчиковъ (ОРЮР) не является религіозной, не является церковной структурой. Однако, ставя цѣлью всестороннее воспитаніе молодежи, она удѣляетъ огромное вниманіе духовному росту своихъ участниковъ, базируя всю свою идеологію на вѣрѣ въ Бога и христіанскомъ міропониманіи. Духовно-нравственное возрастаніе личности формируется въ правильной религіозной жизни. Именно православіе является темъ фундаментомъ, на которомъ воспитывается самосознаніе русскаго скаута. Поэтому важнымъ элементомъ въ развитіи личности ребенка выступаетъ священникъ-духовникъ.

Но для члена ОРЮР «туризмъ» это — спортъ! И за нимъ стоитъ спеціальное групповое и личное снаряженіе, отработка техникъ и навыковъ гребли, скалолазанія, организацій снѣговыхъ укрытій и т.п. — зависитъ отъ конкретнаго маршрута. Въ общемъ — всё то, за что отвѣчаютъ туристическіе клубы и секціи, готовящіе людей къ выживанію на лонѣ дикой природы.
Первое, что даетъ участіе въ турпоходѣ — погруженіе. Ты оказываешься въ новой и сильно отличающейся отъ привычной средѣ «24/7» (круглосуточно на все дни подрядъ). Въ такой ситуаціи любое воздѣйствіе приноситъ замѣтные скорые результаты, оказывается намного продуктивнѣе. А это въ нашемъ случаѣ — развитіе самыхъ многочисленныхъ умѣній и выработка разныхъ чертъ характера, кстати — далеко выходящихъ за рамки просто туристическихъ знаній и умѣній.

Второе — большая самостоятельность. Почти полное самообслуживаніе, даже если въ походъ отправился со всей семьей — то нѣтъ доступа къ привычнымъ службамъ и многіе вопросы надо рѣшать самому и часто нестандартно. А наши развѣдчики въ походѣ какъ правило безъ семьи, которая ихъ обслуживала ранѣе, проходитъ свои первые экзамены на взрослость и лучше учатся жить.

Третье — повышенная отвѣтственность. И не только отъ обилія навалившихся на тебя организаціонныхъ вопросовъ, но и изъ-за возросшей опасности окружающей среды. Ошибка можетъ привести ко многимъ сложностямъ, причемъ не только твоимъ, но и твоихъ товарищей. Такая отвѣтственность отлично повышаетъ лидерскій потенціалъ и учитъ дисциплинѣ и взаимодѣйствію съ партнерами. Въ то же время большинство вопросовъ, даже рѣшенныѣ неудачно не приводятъ къ катастрофѣ, но пополняютъ опытъ принятія рѣшеній и ихъ послѣдствій. А вотъ за теми рѣшеніями, что могутъ при ошибкѣ привести къ катастрофѣ, уже бдительно слѣдятъ взрослые опытные руководители!
Повышенные эмоціональные переживанія въ ходѣ походной дѣятельности, послѣ успѣшнаго завершенія похода становятся интересными воспоминаніями о прожитыхъ приключеніяхъ, проявленной дружбѣ и преодоленныхъ трудностяхъ. Да и сама обстановка жизни въ палаткѣ, готовки ѣды на кострѣ, повседневный трудъ руками и вынужденная общая физическая активность содѣйствуютъ экологическому, физическому, эмоціональному, волевому и умственному развитію.
Рѣдкій житель Россіи не знаетъ про тимуровцевъ, хотя этой исторіи болѣе 80 летъ. Ребята, безкорыстно помогавшіе пожилымъ и немощнымъ въ сельской мѣстности, были долгіе годы символомъ и идеологіей дѣтскаго добровольчества. Но наше движеніе имѣетъ еще болѣе длинную исторію, давно пересекшую 100 лѣтній рубежъ. Поэтому, когда мы слышимъ, что дѣтскій совѣтскій писатель въ своей книгѣ пересказалъ заново исторію про русскихъ скаутовъ временъ еще первой мировой войны — то не удивляемся. Ибо всё у скаутовъ именно такъ! И призывъ оказывать ежедневно безкорыстные услуги нуждающимся дѣйствуетъ съ первыхъ летъ движенія и по сей день!
Узелки на концахъ галстука (шейной косынки), узелокъ на знакѣ скаутовъ — они какъ разъ и «напоминаютъ» не забывать постоянно дѣлать добрые дѣла другимъ людямъ (не обязательно близкимъ) или даже природѣ, въ которой этимъ людямъ жить. Такой способъ соціальнаго служенія неотдѣлимъ отъ скаутской методики, по которой работаетъ Организація россійскихъ юныхъ развѣдчиковъ. Время отъ времени такіе Добрые дѣла дѣлаются всѣмъ отрядомъ сообща, какъ часть работы отряда.
Объектъ помощи – разный: дѣтскіе дома, пожилые люди, заповѣдники, приходы и храмы. Фактически, любое событіе, гдѣ «цѣлевой аудиторіей» является не самъ отрядъ, а какая-то внѣшняя группа, уже можно считать Добрымъ дѣломъ. Темъ болѣе общественно-полезный трудовой десантъ. Даже если при его реализаціи расходные матеріалы и инвентарь предоставила принимающая сторона — главное, что сами юныя развѣдчики свои добрые дѣла дѣлаютъ безкорыстно (безъ оплаты и не въ обмѣнъ на отвѣтные услуги).
Относительно Добрыхъ дѣлъ, совершаемыхъ индивидуально — они, конечно, менѣе масштабны, но не менѣе значимы для личнаго роста. И тутъ главное отдѣлять обязанности и порученія отъ безкорыстной (не ищущей выгодъ) добровольной помощи или услуги, которые какъ разъ Добрыми дѣлами и называемъ. Большой частью нашей жизни является жизнь на природѣ. Мы стараемся передать дѣтямъ знанія, которые помогаютъ формировать цѣлостную картину мира и привить имъ умѣніе бережно относится къ окружающей средѣ.
Развѣдчикъ – другъ животныхъ и всей природы – обязательный законъ, который мы стараемся выполнять въ жизни. Въ походномъ рюкзакѣ у насъ всегда есть мѣшокъ для мусора и перчатки. И это не только для «своего» мусора. Правило скаута – оставлять послѣ себя въ лучшемъ состояніи, чёмъ было до насъ. Увы, но часто намъ приходится убирать въ лѣсу послѣ «горе-туристовъ». Онѣ скорѣе всего не знакомы со скаутами и поэтому не знаютъ, какъ себя вести на природѣ.
— Посадить и вырастить дерево,
— Учиться ухаживать за питомцемъ,
— Сортировать мусоръ дома, въ лагерѣ, на бивуакѣ,
— Правильно обращаться съ мусоромъ,
— Подкармливать птицъ зимой,
— Сдавать вещи на переработку,
— Разумно потреблять,
— Чинить поломанные вещи,
— Бережно и повторно использовать вещи (еще одинъ законъ – развѣдчикъ бережливъ и уважаетъ чужую собственность)
— Не мусорить.
Такіе небольшіе шаги, но, если больше людей будутъ примѣнять ихъ въ жизни, наша планета будетъ здоровѣе. Мы присоединяемся къ разнымъ экологическимъ проектамъ и организуемъ свои. Для младшихъ скаутовъ у насъ проходятъ цикловые игры «Экологія». Въ теченіе 2-3 мѣсяцевъ ребята погружаются въ тему бережнаго отношенія къ окружающей средѣ въ городѣ, проводятъ наблюденія, практическіе занятія, ходятъ въ музеи. А потомъ эти знанія закрѣпляются въ лагеряхъ и походахъ.
Съ малыхъ летъ наши дѣти знаютъ, что нельзя брать живые деревья для костра, втыкать топоры и ножи въ деревья, учатся аккуратному поведенію въ лѣсу. Любовь къ Родинѣ не просто слова для юнаго развѣдчика. Краевѣдѣніе помогаетъ патріотическому воспитанію подрастающаго поколѣнія. Юные развѣдчики – неутомимые путешественники. Мы ходимъ въ походы, отправляемся въ экспедиціи, посѣщаемъ разные города, устраиваемъ экскурсіи, принимаемъ участіе въ краевѣдческихъ мѣропріятіяхъ. Весной, напримѣръ, у насъ проходитъ Большая Георгіевская игра – это квестъ съ элементами оріентированія, въ ходѣ котораго командамъ надо пройти по маршруту и отвѣтить на разные вопросы про свой родной край.
Маршруты походовъ построены такъ, чтобы не только получить лѣсную и полевую практику, но и обогатить развѣдчиковъ новыми знаніями. Мы изучаемъ природные, культурные и историческіе памятники, которые встрѣчаемъ на пути. Въ программу подготовки по разрядамъ включены занятія по исторіи, географіи, культурѣ страны и своего края. На практикѣ ребята знакомятся съ животнымъ миромъ, рельефомъ, особенностями мѣстъ, которые они посѣщаютъ, ходятъ въ тематическіе музеи, устраиваемъ встрѣчи съ интересными людьми. Всѣ это помогаетъ лучше узнать свой родной край.
У каждаго есть нѣкое пониманіе, что такое «творчество». Казалось бы, о чёмъ тутъ разсуждать? Но, оказывается, это — весьма неоднозначное понятіе! И прежде, чемъ читать дальше, попробуйте отвѣтить себѣ на нѣсколько вопросовъ: Каково мѣсто Творчества въ Организаціи россійскихъ юныхъ развѣдчиковъ?
Во-первыхъ, мы стремимся развивать въ ребятахъ творческій потенціалъ, творческое мышленіе, учимъ не боятся искать рѣшеній тамъ, гдѣ они сначала неочевидны, подключать воображеніе, накапливать опытъ воплощенія задуманнаго. Вмѣсто подражанія, косности, обыденности и готовности быстро сдаться — развиваемъ индивидуальность, широту и неординарность, упорство въ поискѣ выхода. Дѣлается это на практикѣ — передъ дѣтьми постоянно ставятся задачи, требующіе творческихъ рѣшеній. А человѣкъ, умѣющій рѣшать неординарные задачи неординарными методами, не только болѣе конкурентно способенъ, но расширяетъ всѣмъ остальнымъ привычные границы возможнаго.
Во-вторыхъ, ведя свою работу, мы строимъ её творчески. Конкретные программы сборовъ, костровъ, лагерей и походовъ, игръ и тренинговъ во многомъ уникальны, являются не механическимъ повтореніемъ единаго сценарія, а авторской разработкой, наполняются новымъ антуражемъ, пріемчиками и «изюминками». Именно поэтому они интересны участникамъ, отличаются отъ просто тренировки, обучающей лекціи или оздоравливающей прогулки.
И это всё — помимо постояннаго поиска и внѣдренія новыхъ общихъ педагогическихъ пріемовъ, базирующихся на болѣе чѣмъ 100-лѣтней скаутской методикѣ. Съ развитіемъ творческаго потенціала вкупѣ продвигается умственное и эстетическое развитіе юныхъ развѣдчиковъ.
